Адвокат
Виктор Демин

Очная ставка является процессуальным действием, в ходе которого происходит сличение показаний двух и более лиц: это может быть свидетель и подозреваемый, подозреваемый и потерпевший, два свидетеля, и т. п. Необходимость в проведении очной ставки возникает тогда, когда в показаниях лиц, которые фигурируют в рассматриваемом уголовном деле, имеются разногласия и нестыковки.

Органы следствия имеют право назначать очную ставку только после того, как будут допрошены все фигуранты дела. Проведение этой процедуры до допроса является грубейшим нарушением, и полученные таким способом доказательства признаются недействительными и не принимаются судом к рассмотрению. 

Как и другие процессуальные действия, проведение очной ставки должно происходить в присутствии адвоката, представляющего интересы потерпевшего, подозреваемого или свидетелей. В этом случае уголовный адвокат проследит, чтобы интересы его подзащитного были учтены в полном объеме, и зафиксирует незаконные действия следственных органов в должной форме.

К сожалению, в российской правовой системе пока не все так идеально, поэтому представители следственных и правоохранительных органов нередко применяют различные уловки, нарушающие права подозреваемого или иных лиц, участвующих в очной ставке. К примеру, самые распространенные ситуации, когда:

Следователь назначает очную ставку только в качестве соблюдения формальностей, процедура проводится в спешке.

Вместо сличения противоречивых показаний, данных потерпевшим и подозреваемым, следствие просто копирует ранее полученные показания, не принимая усилий к их опровержению, критике.

Показания одного из участников очной ставки представляются на аудио или видео записи, и сам он не присутствует на данной процедуре.

Еще до завершения очной ставки свидетель/потерпевший удаляется, после чего следователь продолжает «давить» на подозреваемого с целью получения нужных ему данных. 

В качестве адвоката по уголовным делам мне приходилось неоднократно представлять интересы и защищать права своих доверителей при проведении очных ставок. Мне хорошо знакомы все возможные действия следователей, часто имеющие провокационный характер, а также доступны законные инструменты, позволяющие пресечь давление на моего клиента и предотвратить нарушение закона.