Адвокат
Виктор Демин

Подпункт 26 пункт 2 статьи 146 гласит, что все права собственности на изобретения компании, а так же права на их использование не облагаются Налогом на добавленную стоимость. Но применение данного правила зависит непосредственно от самой сделки и заключенного договора.

К примеру, лизинговые сделки полностью соответствуют правилам вышеперечисленной статьи, и при ее заключении НДС не налагается, а если заключить сделку купли/продажи, то налога на добавленную стоимость не избежать. Второй вариант подойдет, если компании покупателю необходимо получить вычеты налога на добавленную стоимость при приобретении прав на разработку.

Если при заключении договора купли/продажи или лизинговой сделки все понятно и спорных моментов у налоговиков точно не возникнет, то налоговые органы могут не согласится с тем, что вы имеете право на льготное исчисление НДС, при заключении договора присоединения.

Дело в том, что договор присоединения подразумевает собой размещение условий сделки на каждом экземпляре товара, так как считается, что одного размещения в электронном виде будет недостаточно. По этому поводу Министерство финансов приняло решение, что размещение условий на каждом экземпляре лицензионного товара не дает продавцу прав на льготное исчисление налога на добавленную стоимость в силу того, что договор присоединения не является заключенным на момент передачи прав на товары покупателю.

Если ни вам, ни сторонней компании при заключении сделки вычеты не нужны, то заявление Министерства финансов России можно легко оспорить в суде. Для этого обратимся к Гражданскому кодексу РФ, в котором говорится, что договор продажи лицензионного права на неисключительные компьютерные программы позволяет оформления сделки присоединения.  Размешенные условия сделки на каждом экземпляре программ – это предложения потенциальным покупателям заключить договор с разработчиком данного программного обеспечения. Из этого следует, что покупка программы по факту означает согласие на условия оферты и приводит к полному соблюдению письменного договора, а это дает продавцу полные права воспользоваться льготным исчислением налога на добавленную стоимость.

Чтобы опровергнуть доводы налоговиков о том, что фактическая передача прав на компьютерную программу не совпадает с заключением договора присоединения и поэтому льгота на НДС по данному договору не полагается, прибегнем к нескольким фактам:

  1. Право собственности переходит покупателю в момент записи программы на диск покупателя, а, следовательно, в заключение договора и передача прав переходят к покупателю одновременно.
  2. В НК РФ нет информации о том, что покупателю необходимо контролировать начала эксплуатации переданных прав, а значит, запись на компакт диск уже является передачей прав, а не момент использования программы.

В дополнение ко всему, распространением программы занимается посредник, который по закону не должен платить налог на добавленную стоимость, если его действия подкреплены заключенным договором сублицензии.