На сегодняшний день поставщики не редко снижают стоимость товаров при продаже, компенсируя разницу выставлением штрафа, например за задержку оплаты от покупателя. Данная уловка позволяет оптимизировать налог на добавленную стоимость и позволяет покупателю сразу же включить неустойку в налоговые расходы, даже если сам товар еще не продан.

Данная сумма неустойки выгодна не только покупателю, но и продавцу, ведь она не облагается НДС, в силу того, что не относится к прибыли от реализации товара. Что касается налоговых органов, то их такой исход событий не устраивает. Налоговики оспаривают вышеуказанное утверждение, обосновывая свою точку зрения тем, что санкция имеет непосредственное отношение к прибыли от реализации товаров, требуя при этом увеличения налоговой базы по подпункту 2 пункту 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.

На судебной практики претензии налоговиков не поддерживаются и в большинстве сторон судьи принимают сторону налогоплательщика.  В данной ситуации неустойка – это способ защиты продавца от нарушения его прав, а это не имеет никакого отношения к реализации товаров или услуг. Тем более что в защиту налогоплательщика выступает постановление ВАС РФ от 05.02.08, но и до выхода постановление федеральные суды в большинстве своем принимали сторону налогоплательщиков, считая, что выплата санкции не относится к реализации товаров.

Несмотря на то, что судьи будут на Вашей стороне, не стоит забывать и о существовании рисков, которые влечет за собой подобный способ уменьшения НДС. Я приведу несколько вариантов, каким образом Вы сможете избежать затруднительных положений:

  1. Систематические штрафы покупателям и понижение стоимости товаров могут вызвать подозрения у налоговых органов, которые будут утверждать в суде, что Ваши действия не что иное, как уклонение от уплаты налогов, и в этом случае им будет намного проще убедить судью в своей правоте.

Итак, чтобы избежать подобной ситуации, Вам необходимо:

a)      В заключенном договоре четко прописать систему штрафов;

b)      Предусмотреть, чтобы каждый пункт договора был выполним;

c)       При наложении штрафа, он должен быть аргументирован фактами, четкими и понятными;

d)      Не завышайте сумму штрафных санкций, тем более работая с предприятием с небольшим оборотом средств.

  1. Наложение санкций на одну и ту же компанию, с которой Вы сотрудничаете. Если Вы будете регулярно, практически с первой поставки налагать штрафы на предприятие за регулярные нарушения условий договора, то, несомненно, возникнет вопрос у налоговиков, а почему ж Вы до сих пор не расторгли договор с такой ненадежной фирмой?

Избежать пристального внимание помогут доказательства того, что фирма-покупатель нарушила договор по веской причине и уведомила Вас о ней. Я предлагаю такой вариант: Компания покупатель пишет в произвольной форме на имя генерального директора предприятия-поставщика объяснительную записку, в которой ясно и четко прописана причина, к примеру, задержки выплаты за поставленный товар и срок планируемого погашения. Такой документ убережет Вас от подозрений налоговиков, так как он доказывает, что компания-покупатель ответственная и из-за нескольких обоснованных просрочек с ней нет необходимости расторгать договор.

Объяснительные записки не нужно писать при каждой неустойки, а только в случае крупной штрафной санкции. Как правило, налоговые органы не интересуются незначительными суммами санкций, их интересует крупные суммы, идущие в обход налоговым обложениям.

Для того чтобы и Ваша компания, и сторонняя фирма оказались в не поля подозрения налоговых органов, я бы рекомендовал фирме поставщику составить письменный ответ на объяснительную записку, в котором будут кратко указано обоснование возникновения неустойки и ее сумма.

Содержание объяснительной записки

Допустим, покупатель необходимо написать объяснительное письмо за несвоевременную оплату, в такой записке должно быть указано:

  1. Действия, которые сторона должник предприняла во избежание задолженности перед поставщиком. К таким действиям можно отнести:

a)      Попытку взять заем;

b)      Согласование авансового платежа от покупателей;

c)       Получил иные гарантии получения средств для погашения задолженности.

  1. Сроки, в которые должны быть перечислены денежные средства, а так же причина их  не поступления, подтвержденная документально. К таким причинам относятся:

a)      Дебитор не выходит на связь (не отвечает на звонки, игнорирует письма и тп.), с предоставлением писем, которые отправлялись дебитору;

b)      Банк отказал в выдаче займа, с документальным подтверждением отказа;

c)       Покупатель н смог выполнить обязательства в связи с непредвиденными обстоятельствами, с предоставлением письменного уведомления.

d)      Денежные средства, предназначенные для оплаты товаров, были задействованы в более срочной сфере деятельности организации, к примеру:

                                 i.            Залог обесценился, и кредитор требует немедленного погашения займа;

                               ii.            Заключенный в прошлом договор требует доработки с затратами денежных средств (допустим, замена бракованного или некачественного товара);

Причины могут быть абсолютно любыми, но важно, чтобы они являлись непредвиденными и безотлагательными, за невыполнение которых компания несла бы существенные потери, превышающие  санкции за задержку оплаты товаров. В записке необходимо, в качестве подтверждения срочности исполнения обязательств, указать расчеты предполагаемых потерь.

Для наложения штрафов необязательно задерживать выплаты. Обстоятельством для штрафа может послужить и несвоевременная отгрузка товаров со склада, но такая причина совершенно не подойдет, если Вы планируете крупные санкции.

Если вы все сделаете правильно, то налоговым органам  гарантировано не удастся обвинить вас в преднамеренном уклонении от налогов, не говоря уже о том, чтобы доказать необходимость уплаты налога на добавленную стоимость с суммы штрафа.